Лохотрон для безработных

Наша Света чуть не попалась на крючок новых «пирамидостроителей».

Изменить размер текста: A A

Все, хватит сидеть на шее у родителей. Почти все ребята из моего института уже серьезные деньги получают, а я. В Интернете целый ворох ссылок. Вот только студентка дневного отделения никому не нужна — фирмы требуют, чтобы был опыт работы от двух лет и возможность вкалывать с девяти утра минимум до шести вечера.

И тут появляется ссылка на сайт компании Maxico. ru. Здесь пруд пруди сладких душе и карману вакансий. И стаж необязателен, и график гибкий, и обучение за счет компании. Соблазнительно.

— Ваш личный номер 29791, вам нужно прийти в офис номер девятнадцать в любой день с 10 до 16 часов, — откликнулась девушка на том конце телефонного провода. — Учтите, желающих у нас работать много!

Несусь на собеседование на следующий же день. Одиннадцатый дом на Рубцовской набережной найти проще простого. От станции метро «Электрозаводская» через мост туда тянется нескончаемая вереница народа.

У входа в «мой» офис на стульях покорно сидят человек тридцать. Мимо с гордыми табличками на груди шастают те, кто уже работает в « Максико ». Они опрятны, деликатны и вежливы.

Но долго крутить головой не пришлось. Нас, новичков, быстро загнали в большой кабинет, освободив места для следующей партии претендентов. Над доской вместо таблицы Менделеева логотип торговой марки IDC.

— Под этим брэндом наша компания снискала себе славу, — журчит бархатный баритон солидного лектора. — Стрелка вперед — это перспективы дисконтной системы. А три линии чуть ниже — объединение интересов потребителя, продавца и покупателя.

— Красиво говорит, — завороженно прошептала сидящая рядом девчонка.

— А ну-ка, тихо! — прикрикнул лектор. — У нас тут не пресс-конференция!

— Что нужно, чтобы продавать свои товары или услуги? — интересуется оратор.

— Реклама! — гаркнул кто-то с галерки.

— Правильно, это наше первое направление работы, — одобрительно закачал дяденька головой. — Мы помещаем информацию про фирму, магазин или химчистку в нашем каталоге, а она за это дает нашим клиентам солидные скидки. А еще мы продаем товары через интернет-магазин. А еще изготавливаем дисконтные пластиковые карты. Ими пользуются более трехсот тысяч москвичей.

И дальше — коротенько лекция о современном экономическом положении, из которой я мало что поняла.

— Видите, вам надо еще многому научиться, чтобы стать частью нашей компании, — гордо произнес мастер риторики. — И мы готовы вкладывать в это деньги.

Тянет на золото

Через полчаса на смену сладкоголосому оратору появилась стайка бойких менеджеров. Нас разделили на небольшие отряды и развели по малюсеньким комнаткам-кельям. Мною занимается кудрявая третьекурсница Катя. У нее на груди — золотая табличка, а на входе встречали сотрудники с зелеными.

— Почему у всех разного цвета карточки? — прицепилась я к Кате.

— Это от должности зависит, — деловито парировала она. — У менеджеров — золотые, у помощников менеджеров — серебряные, а агентам зеленые выдают.

И посадила заполнять анкету. Обычно в кадровых агентствах полстраницы надо накатать про опыт работы и дипломы. А здесь одной строчкой обошлись. Зато просят сразу определиться: хочешь руководить или подчиняться? Глупые, да кто же не мечтает быть начальником!

— Слушай, я все-таки не поняла, чем буду заниматься? — спрашиваю у Кати.

— Ну, отделов у нас много — юридический, планово-статистический, издательско-полиграфический, отдел по работе с корпоративными клиентами. Только сначала надо у нас, в отделе развития, не меньше месяца отпахать. Здесь деньги под ногами валяются. Успевай только собирать.

Домой еду радостная — в метро всем улыбаюсь. С нетерпением жду заветных восьми вечера, когда нужно позвонить Александру Викторовичу, главному менеджеру девятнадцатого офиса. Он решает, допустить ли меня к аппетитному финансовому пирогу.

— С сегодняшнего дня можете считать себя нашим сотрудником, — буднично объявил он.

— А когда на работу выходить?

— Сначала надо договор заключить. Вам выдадут пластиковую карту и каталог. Это ваши рабочие инструменты. За все нужно заплатить 60 долларов.

От радости я даже не задумалась: а почему, собственно, платить должна я, а не мне?

Кипит мой разум совращенный

Выкраиваю из своих скудных сбережений 1800 рублей и отправляюсь. учиться.

Три лекционных дня — настоящее мучение. Мне объясняют, как заполнять договора с фирмами и обычными людьми, которые тоже хотят войти в систему «Максико».

— Я раньше в школе работала. Думала, что никогда не смогу вылезти из нищеты, — проникновенно рассказывает преподавательница. — А теперь моей зарплате соседи завидуют. Вот недавно новенькую иномарку купила!

К субботе мой мозг стал вскипать. Семь часов занятий и ни одного перерыва. С утра до вечера — задачки. И все на одну тему — сколько ты заработаешь, если подготовишь двадцать агентов, пятнадцать помощников менеджера, десять менеджеров. Выходит не меньше 750 долларов. Эх, сколько всего я накуплю! Потом вся эта команда будет работать на меня — проценты от их договоров капают в мой карман.

А там еще премии, бонусы. Вот только где взять ораву желающих на меня пахать?

Ночью мне снились тридцать три богатыря, которым я впариваю дисконтные карточки.

В последний день, когда мне уже казалось, что в моем кармане вот-вот захрустят «зеленые», лекторка доверительно шепнула:

— Вообще-то агентом работать невыгодно — статус низкий. И доход небольшой — по 5 долларов с каждого договора. Не то что у менеджеров.

— А как дослужиться до менеджера?

— О, дослуживаться не надо — заплати только 340 долларов.

Меня «лечат» задачками

С понедельника — стажировка. Катя, которая в первый день мне помогала заполнять анкету, встретила как родная. Если я пришла, значит, согласна выложить те самые 340 баксов, из которых ей перепадет около 20 процентов.

— Объяснить что-нибудь, подсказать? — ходила она вокруг меня кругами.

Конечно, никакие договора с фирмами, которые хотят войти в дисконтную систему IDC, мне не светят. Предыдущие поколения сотрудников «Максико» пропахали Москву вдоль и поперек. Да и где ты найдешь лоха, готового выложить 60 долларов за сомнительную дисконтную карту? Серьезные магазины уже давно свои дисконтные карточки выдают бесплатно. Реальный заработок — слупить процент с очередного студента, который придет устраиваться в фирму.

В среду иду на «подиум». Так по-гламурному здесь называют первичную промывку мозгов, когда толпу загоняют в большой зал и внушают к универсальной дисконтной системе любовь с первого взгляда. Ведет ее тот самый дядечка с бархатным голосом.

Я все еще не спешу раскошеливаться. За это меня отчитывают и «лечат» домашними заданиями. Мы с Катей продолжаем с маниакальным упорством решать задачи, которые обрисовывают мои будущие космические заработки. С каждой задачей мои виртуальные доходы растут. А по вечерам Катя названивает мне и трогательно беседует о перспективах моей карьеры.

В пятницу сдаю итоговый тест на пятерку. Купить себе должность менеджера я так и не решилась. Становлюсь простым агентом. Теперь уже я должна гордо ходить с зеленой табличкой и обнадеживать новых соискателей:

— Мы рассмотрим вашу кандидатуру и примем решение.

Что их ждет? Смотри начало этих записок.

Это даже не обман, а профессиональная манипуляция

Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем Вадим ГУЩИН объясняет, какие приемы используют лохотронщики

Если бы подобные конторы просто врали людям, они бы тут же развалились. Вам сказали, что центральный офис — в « Экспоцентре », работает интернет-магазин, пообещали выдать дисконтные карты и каталоги? Можно даже не проверять. Это чистая правда. Другое дело, что все это антураж, прикрытие. Основной заработок — от тех, кто пришел заработать.

1. Я такой не один

Первое, что влияет на вас: в фирме работает много народу и попасть сюда на работу сложно — рядом толпы соискателей. Такого эффекта достигают за счет маленького пространства. Человек смотрит на все это и думает: «Я пришел не один. Значит, я поступаю правильно. Я не дурак».

2. Подражай мне, подражай!

Главная цель — произвести впечатление. Поэтому на первую лекцию к аудитории выпускают очень симпатичного, привлекательного, артистичного человека — харизматичную личность. Срабатывает принцип «Подражай мне, подражай!». Сам не замечаешь, как подсознание твердит: «Хочу такую же карточку, хочу быть таким же богатым, хочу так же красиво говорить!»

Своими сладкими речами и отличным внешним видом оратор вовлекает людей в систему. Говорит в основном только позитивные, оптимистичные вещи. На слушателей воздействует не за счет ума, а с помощью внешних, физических качеств и обаяния. Задает много вопросов, но его просит ни о чем не спрашивать, чтобы не сбиться с заученного текста.

3. Вы такие хорошие, но еще дети!

Вместе с похвалами и комплиментами в адрес слушателей выступающий обязательно отметит, что вы, новички, пока не готовы к серьезной работе. Вас надо многому учить. Этим самым оратор опускает слушателей на позицию «детей», которым легко внушить все что угодно. А себя и других сотрудников утверждает в роли родителей, учителей. Не парьтесь, ребята, о вас позаботятся, вам все объяснят, всему научат.

4. Поменьше разговоров

После вступительной лекции претендентов делят на группы, и таким образом у новичков почти не остается шансов пообщаться друг с другом, обсудить увиденное и услышанное. Иначе в мини-сообществе обязательно появился бы «скептик» (такой персонаж есть всегда), поднял бы бунт и уничтожил надежды людей. По тем же самым причинам здесь советуют не обсуждать работу с родственниками и друзьями. Чтобы не переубедили.

5. Ты мне — я тебе

Общение сотрудников с новичками — это постоянный взаимный обмен. Людей ведь не просто обманывают, а обязательно что-то дают взамен на деньги. Ты платишь 60 долларов — тебе вручают красивую зеленую карточку и каталог, да еще и учат бесплатно. Ты раскошеливаешься еще на 340 долларов — дают уже золотую карточку, обещают бонусы, премии, дополнительные доходы.

В итоге человек уже не спрашивает себя: хочу ли я работать в компании? Вопрос в другом: кем я хочу быть, сколько хочу зарабатывать. И главное — сколько я должен за это заплатить?

Естественно, денег все хотят много! Поэтому и раскошеливаться готовы по максимуму.

6. Сказка про Золушку

Один из самых лучших способов убедить — рассказать историю собственного успеха. Люди больше поверят человеку, которого видят перед собой, чем абстрактным обещаниям. Чаще всего в таких заведениях можно услышать «Сказку про Золушку» или «Историю супермена».

7. Мы — одна семья

Всем людям не хватает общения и разговоров по душам. А здесь это дают. Вы устали от карьерных интриг? Тогда приходите к нам. У нас комфортно, хорошо. Как дома. Коллеги — это не конкуренты, а партнеры. И у всех общие цели и интересы.

Поэтому у новичков сразу же возникают внутренние обязательства — нельзя обидеть, подвести, уйти.

8. Дорого и сердито

Срабатывает известный стереотип: то, что дорого, — хорошо. По этой логике лучше заплатить 340, чем 140 долларов. А этого мошенникам и надо.

9. Ну, давай, решайся!

Новичков все время подгоняют, не дают времени подумать. Надо быстрее принять решение, а то деньги мимо кошелька уплывут.

Все подобные конторы держатся на культивируемой в нашем обществе модели отношения к деньгам. Разбогатеть, как нам постоянно внушают, можно только двумя способами. Или ограбить банк, или вытянуть счастливый билетик.

Во всех без исключения финансовых пирамидах вбивают в голову, что деньги рано или поздно упадут с неба и точно в ваш карман. Надо только в это поверить.

От окраин до Москвы — надурили полстраны

Где еще есть «пирамиды» для тех, кто ищет работу?

В «Максико» утверждают: филиалы этой компании работают еще в Санкт — Петербурге. Нижнем Новгороде. Самаре. Ростове — на — Дону .

Однако, кроме «Максико», на просторах СНГ действуют еще десятки фирм поменьше, промышляющих таким же «сетевым маркетингом».

ЗВОНОК ЧИТАТЕЛЯ

У моей подруги не выдержало сердце

Как раз, когда мы готовили этот материал, в редакцию позвонила наша читательница Алла КОНСТАНТИНОВА (фамилия по ее просьбе изменена).

— Я уже давно ищу работу, — рассказала девушка. — Поэтому очень обрадовалась, когда меня вдруг согласились взять менеджером в крупную торговую компанию WELLNESS. С виду все очень пристойно — обучение, хороший оклад (пообещали 600 долларов плюс проценты), офис в спорткомплексе «Олимпийский». Сказали, собственный кабинет даже выделят. Единственное, что меня смутило, — там не требуют ни трудовой книжки, ни корочек об образовании. Берут всех подряд.

После этого у Аллы на собеседовании выцыганили 600 рублей, потом потребовали еще 310 долларов: 60 за оформление контракта и 250 за товар на реализацию. Торгуй, чем хочешь, хоть пищевыми добавками, хоть кольцами золотыми, хоть бытовой техникой. А потом объяснили: чтобы раскрутиться, надо дать в газету рекламное объявление и «развести» на деньги нового сотрудника.

— У меня все-таки хватило ума вовремя сбежать, — вспоминает Алла. — А одна моя подруга потратила на таких мошенников все деньги и обросла долгами. А когда надежды рухнули, она так и не смогла прийти в себя и умерла от сердечного приступа.

А вас обжуливали при приеме на работу?

Звоните нам сегодня, 23 ноября, с 15 до 16 часов по тел. 257-51-41.